Оживление концепции
(Журнал 'Комп&ньоН' - № 43(559), 26 октября - 01 ноября 2007)
Спецпроект
Цвета становятся ярче, логотипы - "свежее", а предметы - минималистичнее.
Новые технологии создают новые дизайны.
Предметы
В конце 2007 г. Студия Артемия Лебедева выпустит клавиатуру "Оптимус Максимус".
Ее главная особенность заключается в том, что каждая клавиша является отдельным
дисплеем, меняющая изображение в зависимости от выполняемой функции. Промдизайнер
Тимур Бурбаев (Москва), принимавший непосредственное участие в ее разработке,
считает, что подобная клавиатура отражает тенденцию развития кнопочных устройств.
В дальнейшем появится очень много продуктов (не только компьютерных), которые
будут базироваться на этой технологии.
"Оптимус Максимус" Артемия Лебедева тенденция развития кнопочных устройств |
"Если в 1990-х в ходу был био-дизайн, то сейчас предметы сильно геометризированы. Мне кажется, наиболее успешные продукты, которые появятся в будущем, будут представлять сплав high-tech и минимализма. При этом визуально продукт будет восприниматься, как очень простой. Но при подробном рассмотрении, окажется, что его геометрия имеет нюансы, развивающие к нему интерес. Если раньше были в ходу пастельные тона, то сейчас появляются линейки продуктов, которые маркетинговые группы, не боятся выпускать на рынок в ярких насыщенных цветах.
Очень много современных трендов по пластике идут от транспортного дизайна. Например, несколько лет назад BMW открыла собственную студию, которая успешно занимается не только промышленным дизайном. Являясь лидером в определенном сегменте рынка BMW формирует тренды, вплоть до определенного life style".
Интерьер
Елена Стаценко, дизайнер-декоратор, автор школы позитивного дизайна:
"Все явления массовой моды в Украине (в том числе и тиражный "гламур"
в том виде, который сегодня стал предметом шуток), были следствием ненасыщенности
местного рынка. Разнообразие, компонентов, с которым мы имеем дело сегодня,
создает благодатную почву для интерьерного индивидуализма.
В мире сейчас наблюдается рост качества потребления. Концепция значит сегодня
гораздо больше, чем отдельные вещи. Выбор огромен, поэтому усиливается роль
дизайнера. Если раньше и потребитель и дизайнер зависели от производителя, то
теперь больше свободы.
Новые технологии позволяют создавать ткани, в которые входит 72% металла (остальное
- шелк). Думали ли мы о том, что это будет возможно? То, как выглядит эта ткань,
определяет новый стиль помещения. Еще одна новинка, которую можно было увидеть
на осенней выставке "Maison et Objet" в Париже - обои производителя
Piere Frey с фактурой бархата и шириной 1 м 48 см. Они даёт дизайнерам возможность
создавать моноповерхности насыщенного цвета, как для классических, так и для
ультрасовременных пространств".
Графика
Аналогии между графическим дизайном и миром моды сегодня точны как никогда. Графика и брендинг - серьезная индустрия, приносящая огромные деньги. Разработка эмблемы Олимпиады 2012 г. обошлась организаторам в 400 тыс. фунтов стерлингов. Такие студии, как Pentagram, Wolff Olins, Fitch, Interbrand и пр. по степени влияния и оборотам вполне сравнимы со всемирно известным домами моды. Графики-одиночки могут вызывать уважение профессионалов, но их роль уже не так значительна, как раньше. Алексей Сай, креативный директор креативного бюро "Сахар" (Киев): "Культовые независимые дизайнеры из 1990-х - Стефан Загмайтер, Дэвид Карсон и иже с ними, сейчас уже не являются флагманами. Они пользуются авторитетом, но это уже не те персонажи, к которым приковано внимание всех".
Шрифты - основа графики, то, что по настоящему задает ее тон. Хотя они тоже подвержены моде, но это самая тонкая и сложная составляющая графического дизайна, которая требует длительных разработок. Алексей Сай: "В 1990-х гг. новинки в этой области приходили из США. Сегодня же верх в шрифтах держит Северная Европа. Очень взвешенная, рафинированная стилистика, математически выверенная. Отойдем ли мы в Украине от своего "гламура", от перерисовывания текстильных обоев конца 18 века, во многом зависит только от нашего вкуса".
Анна Третяк, креативный директор рекламного агентства "GANKA": "Успешное развитие графического дизайна в Украине подкреплено нашими ментальными особенностями. Украинцы - визуалы. По этой причине роль графического дизайна в cоздании новых, интересных визуальных идей, которые раскрывают внутреннее содержание брендов - будет ключевой в следующем году".
Олимпиада 2012
Новый логотип DJuice и скандальный символ лондонской Олимпиады от Wolff Olins приняли далеко не все |
Николай Коваленко, дизайнер-график агентства Adventa Low: "Логотип этот очень прогрессивный, и, на мой взгляд успешный. Это в чем-то прорыв. Показательная и очень сильная работа знаменитой студии Wolff Olins, очень крепко и качественно сделанная с художественной точки зрения. Они же разработали новый логотип DJuice - тоже достаточно смелый и вызывающий споры".
Web
Для разработчиков веб-сайтов собственно дизайнерская составляющая уже несколько
лет не является предметом специальных изысканий. Некоторые из них сегодня относятся
к термину "веб-дизайн" скептически.
Дмитрий Федоренко, директор интернет-агентства "Студио 7":
"Веб-дизайн как понятие - это скорее пережиток прошлого. Когда в Украине
появились первые заказчики сайтов, большинство из них интересовала именно красивая
этикетка, а не то, что было внутри. Сайт в Интернете тогда был не более, чем
престижным атрибутом. Теперь из имиджевого продукта он превратился в реальный
инструмент для ведения бизнеса. На первое место выходит функциональность, максимальная
простота и доступность. В этом заключаются основные принципы дизайна в стиле
Web 2.0".
Иван Цюпка, художник и один из руководителей "Медиа Арт Ллаборатории"
(Киев): "Веб-дизайн миновал пик своего развития пять-шесть лет тому
назад. В начале 2000-х в Интернете массово возникали сайты, которые, действительно,
могли вас потрясти. Сейчас подавляющее большинство из них стало похожими на
Google, Яndex и т.п. Масса экспериментов, в том числе и с 3D-графикой оказались
не востребованными. Все дело в том, что веб-дизайн создается в расчете на стандартные
средства интерактивности: монитор, мышь, клавиатура. Оказалось, что есть некая
оптимальная схема, к которой в результате и пришла основная масса разработчиков.
Однозначно, фокус современного технологичного дизайна сместился в иную область.
Сейчас появилось другое."
Multi-touch интерфейсы
Имя этому "другому" - технология multi-touch. Говоря простым языком,
она позволяет человеку общаться с компьютером при помощи сенсоров, которые улавливают
прикосновения и движения сразу нескольких пальцев.
Некоторое время о multi-toch знала лишь узкая группа технических специалистов
и отдельные художники-экспериментаторы от современного искусства. Среди последних
наиболее известна пара Криста Зоммерер и Лоран Миньоно. Сегодня их называют
пионерами Interface Culture. Или, если будет угодно, дизайна интерфейсов.
"Интересные веб-сайты тоже сначала появлялись как художественные проекты,
- рассказывает Иван Цюпка. - Речь идет о тенденции - многие идеи сначала обкатываются
на каком-то искусстве, а затем уже входят в жизнь и обретают стандарты".
iPhone от компании Apple - прорыв в дизайне multi-touch интерфейсов |
Первый миллион экземпляров iPhone раскупили уже через 74 дня после поступления телефона в продажу. И пока аналитики из ABI Research вразумляют общественность сообщениями о том, что iPhone нельзя отнести к категории смартфонов, кое-кто уже сумел увидеть в телефоне Джобса "знамение грядущих перемен". 2008-й год наверняка внесет больше ясности в то, оправдается ли этот прогноз на самом деле.
Комп&ньон" №43 от 26 октября 2007 г.
Источник: http://www.companion.ua/Archive/Magazine/?Id=390&Callback=46&Page=2